Молодежь Южного Урала

#ФРЭШ. ПушкинПушка: говорим о самой молодежной библиотеке Челябинска

Выпускник Челябинского государственного института культуры активно продвигает центральную Библиотеку им. А.С. Пушкина своими вирусными видеороликами. Молодой режиссер умело интегрирует писателей из прошлого в современные реалии. О том, как создать увлекательный видеоролик, найти авторский стиль и не потеряться в конкуренции рассказал Максим Першуков.

Как началось сотрудничество с библиотекой Пушкина?

Сотрудничество с библиотекой началось во время моей преддипломной практики, которую я обязан был пройти по окончанию четвертого курса режиссуры театрализованных представлений и праздников. На практике нужно было сделать одно самостоятельное мероприятие. Им стало открытие «Библионочи». Руководство библиотеки предоставило полный карт-бланш. В итоге у нас получился отличный симбиоз, – мероприятие в виде рэп-концерта. Мы соединили художественную литературу с современным рэпом и хип-хоп культурой. И как только защитил свой дипломный проект, осенью я уже пришел работать на постоянной основе в библиотеку Пушкина, в сектор культурных инициатив.

Максим Першуков

Как отреагировало руководство библиотеки на первое предложение снять тематический видеоролик?

Это началось в 2017 году, для нас первый видеоролик-пародия на песню Pharaoh «Дико, например», являлся шуткой. В тот момент все снимали пародию, так что мы тоже решили посмеяться. Мы не ставили каких-то надежд на этот ролик и не думали, что он наберет много просмотров. Я не ожидал, что он запустит целый цикл видеороликов. Библиотека про этот проект не знала, поэтому ей оставалось только отреагировать уже на готовые результаты. Руководство отозвалось положительно, хоть и очень удивилось.

В чем заключается работа в секторе культурных инициатив?

– Я создаю и провожу различные мероприятия в библиотеке, помогаю в написании сценария, например, к большим фестивалям, таким как «Челябинск читающий». В общем, меняю представления людей о библиотеке с помощью видеороликов и других онлайн-форматов на нашем сайте и в группе Вконтакте. Такое чистое книжное творчество.

Как, по вашему мнению, сейчас обстоят дела с начитанностью молодежи?

– Наверное, начитанность у молодежи высокая. Я вижу много в интернет-пространстве литературного контента, где люди обсуждают книги, историю, различные спорные моменты, связанные с писателями, поэтами и драматургами. Может быть, это только мой интернет. Рекомендации выдают так много данного контента, и я вижу, сколько на нем просмотров и положительной реакции. Замечаю, что большинство комментаторов, это как раз молодые люди. Я знаю не так много людей, чтобы смело говорить о том, что «да, подавляющее число молодежи в России у нас начитано!». Но все-таки я склоняюсь ближе к такому ответу, что сегодня читать в какой-то степени даже модно. Модно быть умным.

Видео изначально создавались с целью разрушить стереотипы о библиотеках, удалось ли это?

– Да, все верно. Я могу смело сказать, что эти видео и их концепции создавались, чтобы разрушить даже собственные стереотипы. Поскольку, когда приходил на работу, то не совсем понимал, чем я буду заниматься. Но когда создал свой первый видеоролик, и когда библиотека так положительно на него откликнулась, а впоследствии и все люди, которые посмотрели этот видеоролик, то появилось представление о том, что данный контент может поменять стереотипы и представления о библиотеках. Сейчас я вижу, что другие библиотеки постепенно становятся творческим пространством, центром притяжения различных фестивалей, проектов, мероприятий. Молодежь без опаски, смело и с радостью идет на современные проекты. Возможно, это и есть большой шаг к разрушению стереотипов и в этом небольшая заслуга наших видеороликов.

Стало ли больше молодых посетителей?

– Я могу лишь сказать, что когда курирую некоторые мероприятия нашей библиотеки, замечаю, что число молодежи постепенно увеличивается.

Что вас вдохновляет на создание креативных проектов? Как к вам обычно приходят идеи?

– В режиссуре это называется эмоциональным камертоном, им может стать все, что угодно, – от песни до обычного слова. Иногда идея приходит ко мне в голову, когда мы с друзьями разгоняем какую-нибудь тему. Так пришла идея видеоролика «Вовремя». Когда мы обсуждали фильм Найшуллера, и эта тема начала разгоняться. В итоге мы пришли к тому, что было бы круто снять в библиотеке боевик от первого лица, как парень несет сдавать книжку, а на его пути происходят различные события, которые он преодолевает и все-таки сдает книгу вовремя. Поэтому эмоциональным камертоном может стать даже какой-нибудь слоган на баннере. Так произошло с одной из новелл, которую мы сейчас снимаем. Нет четкого алгоритма по созданию видеороликов. Если приходит вдохновение, появляется эмоциональный отклик, а дальше уже как снежный ком. Постепенно создается тема, идея, обрисовывается общая картина, создается сценарий, раскадровка, и мы уже снимаем видео.

Ожидать ли в скором времени от вас чего-то нового?

– Да, в ближайшее время вас ждет как минимум два видеоролика. Они завершат пенталогию новелл, которые сейчас замерли в ожидании. Впоследствии, может быть, вы увидите один необычный видеоролик. Намекну, что он будет чем-то похож на видео «Вовремя».

С какими сложностями в реализации проектов вы сталкивались?

– Сложность, всегда одна и та же – это поиск всех источников, которые нужны для съемок. Во времена первых видеороликов это было безумно сложно. Иногда я обращался к людям за помощью, например, нужно было найти квадрокоптер для съемок «Библиотека, например», либо найти спортивный автомобиль для ролика «Вовремя». Иногда приходилось целыми днями штурмовать друзей ВКонтакте с поиском всех ресурсов. Такие сложные задачи всегда решались с помощью обычной просьбы. Со временем находится база людей, которые готовы тебе помочь без всяких вопросов, так как они уже знают, на что ты способен, какие видео ты снимаешь. Когда рассказываю о видеороликах кому-то, я всегда говорю, что если хотите снимать, то не бойтесь просить помощи у людей. Эта трудность решается и переходит в легкость, поскольку у тебя становится много знакомых, друзей и впоследствии много ресурсов.

Идея, связанная с фасадом библиотеки и одним известным русским каллиграфистом, находится в разработке или вы забросили эту затею?

– Мы не забрасываем свои идеи, они просто уходят ненадолго в ящик стола и ждут своего выхода на свет, также с фасадом и каллиграфистом. Возможно, когда-нибудь вы увидите библиотеку в новом свете, яркую, красивую и сочную. Сейчас она пока подготовлена для этого, мы ищем ресурсы и того самого каллиграфиста. Как говорится, одним днем, и наша библиотека преобразится. Осталось только подождать.

Теоретическая основа, которую вы получили в ЧГИК, пригодилась ли вам или больше помогло самообучение?

– Естественно, пригодилась. Я режиссер театрализованных представлений и праздников, и в моем багаже знаний находится все, что нужно для съемок видеороликов, от знания, как написать сценарий до операторских приемов. Мы все это проходили на нашей специальности. Я был абсолютно подготовлен, когда начал заниматься данным контентом. В процессе съемок я уже научился работать с аппаратурой, выучил более углубленный видео-сленг и могу спокойно общаться с такими же людьми с камерой. Вот так я приобрел практический опыт вне теоретического. Когда ты работаешь уже самостоятельно, без курирования преподавателя, ты получаешь совсем иной опыт.

Чтобы стать творческим дельцом, обязательно ли наличие диплома от института культуры?

– Конечно, необязательно. Постепенно человек в процессе создания видеороликов будет учиться на ошибках, впитывать в себя теоретическую базу через свою практическую работу, может стать крутым видеографом и без корочки об образовании. Но мне кажется, этот путь будет гораздо дольше, тернистей и сложнее, когда у тебя нет профессионалов преподавателей, которые сами уже прошли этот путь и могу тебе рассказать о некоторых подводных камнях.

Можно ли стать крутым видеомейкером в Челябинске среди большой конкуренции?

– Да, многие снимают рекламу, делают фуд-съемку. Среди них нужно потрудиться, чтобы переплюнуть многих людей, которых я знаю. Можно же занять другую нишу и стать там самым крутым, такой ход вполне себе разумен. У нас в Челябинске не такая большая видео инфраструктура, чтобы были заняты возможные видео жанры. Если у человека есть цель – стать крутым видеографом, он может выбрать иной путь, придумать новый формат, жанр, в котором он будет главенствовать. Думаю, вполне возможно стать крутым видеографом даже в такой конкуренции, которая есть у нас в Челябинске.

Чтобы вы посоветовали начинающим людям в этой сфере?

– Даже не знаю, могу ли я вообще что-то советовать. Я режиссер видеороликов для библиотеки имени Пушкина, снимаю контент, посвященный книге и чтению. А если человек вдруг хочет начать снимать фуд-съемку, вряд ли я ему чем-то помогу. Если вы ищите ресурсы по моему методу, спрашивайте эти ресурсы у друзей, у их знакомых. Но будьте готовы к тому, что вы услышите «нет», раз девять, и только на десятый раз вы услышите «да». И это я вам говорю со стопроцентным знанием этого дела, потому что я точно также искал ресурсы и слышал «нет». В этом деле, главное – не опускать руки. И еще один совет, он уже более профессиональный. При создании контента, когда вы берете какой-то объект и начинаете снимать про него видеоролик, старайтесь смотреть на обычный предмет под необычным углом. Никогда не идите по прямой, когда создаете историю о нем, старайтесь найти новые тропы, обойти с другой стороны. Никогда не берите с поверхности, копайте глубже.

Автор – Влада Исхакова.

Добавить комментарий

Наши соц. сети:

Наши соц. сети: