Молодежь Южного Урала

Постоим-пошутим: интервью с челябинскими StandUp-комиками

Хей, проверь спину на всякий случай! Но наши собеседники так не шутят. Ко дню смеха мы приготовили для вас интервью с резидентами объединения «ГлагольБоль». Артур Шахмометов, Андрей Власов и Дэн Эмохой развивают StandUp на Южном Урале и дарят улыбки суровым челябинцам. Наш разговор о том, как и про что шутить, о перспективах и монетизации хобби, а также про конкуренцию с другими регионами.

Стендап-комики

– Расскажите, что представляет из себя челябинский стендап?

Артур: Наше творческое объединение «ГлагольБоль» держится на хорошем уровне среди других. Если брать казанский стендап-клуб – мы там на хорошем счету. Наши комики достаточно известны. Денис Чепурненко выиграл «Открытый микрофон», Наташа Краснова известна по всей стране. Многие ребята, которые начинают комедию именно в Челябинске, вынуждены показывать высокий результат, потому что у нас требовательный зритель. В Екатеринбурге, например, больше людей, которые ходят на комедию, и, соответственно, они более расслабленные. Мы держимся наравне, или даже чуть повыше. По поводу других крупных регионов – нам рады, говорят: «О, Челябинск приехал!» Последний был такой фестиваль Казани, и там уже нас знали. Мы достаточно сплочённые, – и повеселиться можем, и показать хороший уровень выступлений.

– В чём мы недотягиваем до других регионов? Какие наши преимущества?

Андрей: У нас дела обстоят лучше, чем в Кургане. Мы туда иногда ездим.

Артур: Там это связано с тем, что у них нет хороших площадок. А у нас есть местный клуб, «Клоповник», «Гараж».

Денис: Из минусов – нашего зрителя иногда трудно рассмешить.

Артур: Да, я уже говорил, что у нас зрители требовательные.

Аудитория

– Требовательные или просто суровые и зажатые?

Андрей: У нас любят смеяться над всякой ерундой. Есть регионы, где по-другому. Татарстан, например.

Артур: Есть же такое предубеждение, что Челябинск – это город суровых мужиков. И мне кажется, что зритель пытается этого статуса придерживаться.

Денис: Многое зависит от того, как ты разогреешь публику. Если все хорошо, то она будет круто реагировать.

Артур: У нас многогранная публика. Нельзя сказать, что мы с ними плохо взаимодействуем. Она многослойная. К нам люди приходят разные: бывают, пацаны с района, с которыми ты шутишь «ниже пояса», а бывают люди, которые в театры ходят…

– А вы еще и импровизаторы? Можете подстраиваться под аудиторию?

Денис: Ну шутки на ходу не будем придумывать. По типу: «пошути про огород».

Андрей: Да, есть определенные форматы, которые подразумевают импровизацию. Сет-лист, например. Но на него никто не ходит. В том числе комики. Сложно делать смешно на тему, которую ты первый раз видишь. Сложно даже составить темы, в которых есть комедийный потенциал.

Артур: В этом формате на экране выходит тема, на которую комик должен шутить. И бывали такие моменты, когда тема не заходила. По типу: «у Владимира Путина 3-й размер груди». Ну и как на это шутить?

– Как вы определяете, какая шутка выстрелит, а какая – нет?

Андрей: Заходят шутки, которые ты написал и проверил на «Открытом микрофоне». Больше никак не проверить.

Денис: Если тема человеку знакома, то она рассмешит. Бывает, люди узнают себя в этой ситуации и такие: «Да, да, это про меня!»

– То есть шутить надо про человека и его проблемы?

Андрей: Про себя в основном.

Артур: Стендап – это жанр, в котором ты высказываешь свои наблюдения и замечания. Ты можешь пошутить про что-то, другой человек скажет: «Ага, это мне близко, это мне знакомо, я с этим сталкиваюсь, и я над этим посмеюсь». Шутка проходит несколько стадий: стадию написания, стадию проверки, стадию того, как она встает в твой концепт. Если я с виду брутальный качок, бородатый, нерусский, и буду шутить про то, что я плачу, потому что я порезал пальчик, – это будет либо сломом представления о себе, либо это будет слышаться как бред. Чтобы шутка зашла, надо её самому прожить. Верить в нее.

– Перешагиваете ли вы через какой-то психологический барьер, чтобы раскрыться и рассказать о своих проблемах? Это сложно?

Андрей: Самый большой барьер – это когда ты не смешно рассказываешь. А рассказываешь ты всегда не смешно, когда что-то новое пишешь. Какой-то процент не выстрелит, и каждый раз это больно. Особенно когда ты думаешь, что написал смешно, а это выходит в тишину.

Артур: Когда ты выходишь на сцену – у тебя образ. Ты держишь микрофон и понимаешь, что сейчас будешь разговаривать. И у нас часто бывают такие моменты, когда комик круто выступит, рассмешит всех, а потом выйдет в зал, сядет на диван и будет сидеть с каменным лицом. Не факт, что человек, который в жизни очень активный и позитивный выйдет на сцену и сможет сделать что-то. И не факт, что зажатый человек не сможет раскрыться.

Денис: Всем волнительно поначалу. Просто потом привыкаешь к сцене. Кто-то выступает в первый раз, получается не смешно, и он совсем перестает этим заниматься. Ему тяжело потом снова вернуться.

Артур: У меня как было: на первом выступлении все очень смешно рассказал, подумал, что стендап – это мое. Выхожу второй раз – и в тишину. У меня такой шок, и ты чуть ли не уходишь в депрессию из-за этого.

– Как после таких поражений заставлять себя что-то вообще делать?

Андрей: Еще раз выступить как можно скорее.

Денис: Если тебе очень нравится стендап, ты готов вернуться еще раз. Нужно понимать, что нет ничего страшного в том, что ты выступил в тишину. Перепиши материал, напиши новый.

– В чем принципиальная разница между стендапом и КВН?

Артур: КВН – это командная игра. В стендапе на тебе вся ответственность. Там, если вы запороли шутку, то ты можешь сказать, что где-то реквизитор потерялся, где-то звукарь не вовремя отбил. А когда выходишь один, ты понимаешь, что публика ждёт от тебя не того, что будет делать команда, а того, что будешь делать именно ты. Стендап – это более серьезная тема, но в то же время, в стендапе нет редактуры, если брать не телевизионные проекты. Нет такого, что ты вышел, сказал шутку, а тебе: «Это фигня, забудь ее». А в КВН такое есть, и многим из-за редактуры КВН уже не нравится. КВН уже не тот. Это еще и очень затратная тема. Нужны деньги на реквизиты, костюмы, на взнос на участие.

Андрей: В стендапе только самоцензура.

Андрей

– Для комика важно добиваться популярности, или вы этим занимаетесь больше для самоудовлетворения?

Андрей: Все хотят популярности. Но далеко не все к ней приходят.

– У вас были попытки попасть на ТВ?

Денис: Были, не брали. Там очень много участников приезжает на кастинг.

– А еще будете пытаться?

Артур: Наверное. Сейчас шел фестиваль в Москве, в котором участвовали тысячи людей, а взяли человек 80. А их еще отсеивали. Стендап – жанр, в который идут все: ведущие, КВНщики. Недавно в беседе мы с парнями разговаривали на тему того, что ребята – которые популярны в «Твиттере», пытаются идти в стендап. И очень лажают.

Андрей: В «Твиттере» одни душнилы сидят. Ну и феминистки. И Black Lives Matter.

Артур: Даже если брать различные площадки, в которых люди пытаются проявить юмор, – «ТикТок», «Истаграмм», «Твиттер» – это отличается от того, что на сцене. В «ТикТоке» можно отредактировать видео, наложить эффекты. Здесь такого не получится.

– А есть ли на самом деле шанс расти в комедии? Или тебе не дано и всё тут?

Денис: Это такой же навык и сфера для развития.

Андрей: Я не думаю, что есть люди, которые прям профнепригодные. Все зависит от желания.

Артур: От желания и от амбиций человека. Если человек очень амбициозен, он будет пытаться до последнего проявить себя и улучшать свой материал. Здесь нет такого, что ты уже рождаешься стендап-комиком.

Андрей: Надо просто любишь стендап и получать удовольствие.

– В моем представлении было так, что стендап-комики сначала весельчаки в школе, потом – игроки КВН, а стендап – это уже логические продолжение.

Артур: Не обязательно. Люди не от хорошей жизни и не от каких-то юморесок идут в комедию. Люди идут в комедию потому, что им есть что рассказать в плане каких-то переживаний.

Андрей: Да потому что на сцене кайфово находиться. Ты один на сцене, и все внимание к тебе направлено. Это как наркотик – получать смех и одобрение от незнакомых людей.

Артур: Ты понимаешь, что то, что ты говоришь, людям нравится. Это тебя подпитывает, и хочется еще и еще.

– А как развивать в себе навык умения шутить?

Денис: Посмотреть другие стендапы. Подумать, почему тебе смешно и как шутка сформулирована. Делать такие же попытки.

Артур: Но важно быть индивидуальностью. Здесь не любят, когда ты приходишь с чужими шутками. Это табуировано.

Андрей: Есть много песен на одну тему. И бывает много стендапов на одну и ту же тему. Но они бывают разные, а бывают шутки похожие. Все хотят быть оригинальными. Даже если темы исшучены, на них нужно по-новому посмотреть. Но есть темы, которые уже стремно затрагивать, потому что на них шутили в 2013 году. Про IQOS, например, уже стремно шутить, потому что надо сильно постараться, чтобы придумать что-то новое.

Артур: Для комика есть триггер. Если он видит поле шуток, в котором другой варится, он туда не будет идти. Он попробует открыть другую нишу. Стендап вариативен, можно очень смешно пошутить про то, что у тебя скрипит дверь от холодильника, или у кого-то не работает смыв бочка унитаза.

Андрей

– Есть темы, на которые нельзя шутить?

Андрей: Это только если ты сам считаешь, что на эту тему нельзя шутить.

Артур: У нас есть Максим Пихуля, он является инвалидом по зрению, состоит в ассоциации инвалидов. Он шутит про это и про других инвалидов. Он может себе это позволить, потому что с ними на равных.

– Возможно ли зарабатывать на стендап-комедии в Челябинске так, чтобы это было не просто хобби, а основной профессией?

Андрей: Нет. Мы дошли до того, что это дополнительные деньги, но жить на это точно нельзя. Основной вопрос у комиков – стоит ли ехать в Москву? Потому что там все деньги. И там можно зарабатывать. Но в Москве уже столько комиков и смешных, и интересных… В Екатеринбурге, например, есть костяк людей, которые даже не собираются уезжать. Они зарабатывают, у них есть проект на YouTube, который набирает сотни тысяч просмотров.

Артур: Вот единственное, чем мы не дотягиваем до Екатеринбурга – это качество съемок. У нас еще не развит YouTube.

Андрей: Еще в Екатеринбурге всегда солд-аут в любой день недели. У них по три мероприятия на разных площадках в день. Например, на той неделе у них было 21 мероприятие.

Артур: В Екатеринбурге это развивается чуть дольше. У нас стендап зародился в 2013-м.

– Почему вы не хотите переходить в YouTube, если это единственный способ зарабатывать достойные деньги?

Андрей: Очень высокий порог вхождения. Нужна хорошая картинка, звук и интересные форматы. Мы пробовали кое-что снимать, но это не тот уровень.

Артур: И ответственности у нас будет больше. Сейчас мы выступаем, потому что мы горим этим. И нам немного не хватает инициативы, чтобы переходить туда.

Артур

– В чем вы видите свое дальнейшее развитие?

Денис: Мне хотелось бы, чтобы было много движухи в Челябинске, много мероприятий. Чтобы за них платили. В ближайших городах тоже не откажусь выступать.

Андрей: Основная цель комика – это заработать медийность, которая будет тебя кормить. Тогда ты сможешь делать, что хочешь.

Артур: Хотелось бы, чтобы местная комедия развивалась, но я себя вижу в другом городе, это связано с личными интересами. Многие мечтают переехать, но не всегда это дает хороший результат. Кто-то возвращается, кто-то уходит из комедии. Все зависит от человека.

Андрей: Кадры решают все! От нас уехал очень талантливый организатор и комик Саша Киселев, и построил в Москве империю мероприятий. Если бы он остался здесь, если бы здесь был потенциал, то движуха от этого очень выиграла. В Екатеринбурге тоже свой крутой организатор, у которого есть желание развивать это в своем городе. Объективно там больше публики, которая готова ходить на стендап.

– Какая аудитория к вам приходит? Только молодежь?

Артур: Это зависит от того, какое мероприятие и кто выступает. И от возраста самого человека. На возрастных комиков ходят возрастные люди, на молодых – молодые. На общих мероприятиях публика смешанная.

– Есть ли у вас тревога по поводу того, что вы можете исписаться?

Артур: У меня был недавно такой момент. Несколько недель назад я думал, что достиг личного потолка. Не знал, что дальше делать. Решил эту проблему тем, что нужно еще больше писать и еще качественнее это делать. Мы уже настраиваемся на то, чтобы делать качественный контент и выкладывать его на YouTube.

Андрей: Бывают моменты, когда ничего не пишется. Ты это переживаешь. Потом все равно приходит тема и ты пишешь.

Денис: Жизнь-то идет, что-то происходит, какие-то старые вещи вспоминаешь. Даже не обязательно шутить про свою жизнь. Ты что-то увидел, захотел пошутить про гардеробы, в которых нет гардеробщицы. И шутишь.

Андрей: Чем больше ты этим занимаешься, тем на более серьезные темы ты можешь шутить. Про политику, например. Про нее сложно шутить.

Артур: Чем более ты становишься опытным, тем более поле твоего юмора становится более собранным и направленным, и ты более глубоко можешь копаться в этих темах. Когда ты уже более развитый – более тонкие наблюдения. Есть, конечно, люди, которые на первых порах залетают и идут очень хорошо.

– Что бы вы посоветовали начинающим комикам?

Андрей: Прийти и выступить. Написать 3 минуты любого материала.

Артур: Я считаю, что человек на первом выступлении должен либо очень плохо выступить, чтобы он понял, что так писать не надо, либо хорошо написать, чтобы в дальнейшем шло по накатанной. Какой совет? Мне бы кто-нибудь совет дал… Совет – брать и выступать на различных мероприятиях, площадках, с разной публикой. Понять, что публика очень разносторонняя. Не бывает такого, что все будут сидеть в зале и одинаково реагировать на твои шутки.

Андрей: Еще надо быть приятным парнем или девушкой, что влиться в тусовку.

– То есть токсичных сразу выгоняют?

Андрей: Нет, комики сами по себе очень токсичные.

Артур: Стендап-комик – человек эгоистичный, который думает, прежде всего о себе. Если ты душевный и компанейский, то ты будешь заниматься организацией концертов или в КВН играть.

Ден

– Комик должен быть злым?

Артур: На сцене ты можешь быть ужасным человеком, который будет материться, а в жизни быть прекрасным педагогом. На сцене ты можешь рассказать такую чернуху, которую никто от тебя не ожидает.

Андрей: Без злости для меня менее интересен комик.

Артур: Злость проявляется в противоречии с тем, что происходит с тобой в жизни. Допустим, ты в корне не согласен с какой-то вещью, ты пытаешься это высмеять, и уже становишься злым из-за того, что высмеиваешь этот момент. Как сатирик. Но это связано только с тем, что ты  не согласен с окружающей действительностью.

– Кто ваши любимые комики?

Андрей: Луи Си Кей, Дейв Шаппелл, Даг Стенхоуп, Джордж Карлин, Вася Медведев, Долгополов.

Денис: Джим Джеффрис. Из русских – Семен Голубь, Алексей Щербаков.

Артур: Дейв Шаппелл, из местных – Черменко, Чмазов, Тимур Каргинов, Хетаг Хугаев, Евгений Чебатков, Расул Чабдаров, Чермен Качмазов.

Добавить комментарий

Наши соц. сети:

Наши соц. сети: