Молодежь Южного Урала

«Границы – это миф»: говорим об инклюзивной среде с руководителем центра «Без_границ» Дарьей Замятиной

«Границ нет — есть лишь рамки, в которые себя загоняет человек» — так гласят цитаты из популярных пабликов. Но когда ограничения обусловлены возможностями здоровья, от них не избавишься простыми установками в голове. Менять среду вокруг инвалидов и делать ее инклюзивной – вот задача, которую ставит перед собой Дарья Замятина, руководитель инклюзивного ресурсного центра «Без_границ» и специалист Челябинской региональной общественной организации для молодежи с инвалидностью и волонтеров «Наше место». Передаем ей слово.

Дарья Замятина

Период активной общественной деятельности начался в 2015-м году, когда я поступила в университет и узнала что есть добровольчество. Я такая «Ого, круто, нужно себя реализовывать хочу быть, как крутые ребята-председатели профсоюза, хочу возглавить профкомитет у себя на факультете». В этот же год попала на слет актива ЧелГУ «Высотка». Там тогда познакомилась с лидерами общественного мнения в сфере молодежной политики, очень сильно вдохновилась. Поняла, что хочу развиваться и попала из добровольчества и профсоюзов в студотряды. Стала лучшим бойцом педагогического отряда «Данко», затем его пресс-секретарем, а потом уже и возглавила пресс-службу Штаба СО ЧелГУ. А затем абсолютно случайно попала в клуб «Наше место».

Я работала в лагере, и получилось так, что ко мне на смену попал ребенок с инвалидностью. И нас не предупредили об этом. Представляешь: мне девятнадцать лет, сама с ветром в голове и мыслью «сейчас будем с детьми тусить, делать крутые мероприятия, номера». И мне попадается ребенок, который не разговаривает. Он очень маленький, ему было восемь лет, но выглядел он на пять. С ним была сестра.

У нее, наоборот, гиперактивность, она старше его на два года. Она, конечно, помогала, но это лагерь. Нормально, что ты хочешь отдохнуть от родителей, от всего этого быта и, конечно, она сразу потерялась в лагере. Мама отключила телефон, и мы не знали, что с ним делать. Я честно не знала, что делать и очень боялась поначалу, потому что он постоянно плакал и не понимал, что происходит. Мне повезло с моими воспитателями. Одна из них была педагогом-психологом, а именно — дефектологом. Мы стали выстраивать программу под него, потому что очень сложно делать совместные мероприятия, когда есть ребенок с инвалидностью, а ты не готов, потому что студенческие отряды не обучают взаимодействию с особыми детьми.

Крылья возможностей

Было очень сложно. Мы прошли несколько этапов его адаптации. Сначала был очень жесткий буллинг, потому что у детей в отряде не было воспитания или моральной подготовки – им было по 8-10 лет. Да и в принципе, лагерь был для детей из малообеспеченных семей, были ребята из детского дома. Сложная аудитория, а там еще и ребенок с инвалидностью. Самое интересное, что ко второй смене он заговорил, и для нас это было счастьем. Я понимала, что хочу попробовать работать именно с особенными детьми и понимать, как с ними взаимодействовать. Сам мальчик начал шутить, общаться. Не со всеми, конечно, но с младшими ребятами он комфортно себя чувствовал и коммуницировал.

Я вообще не знала о «Нашем месте». И вдруг я, листая ленту в интернете, натыкаюсь на таргетированную рекламу платформы роста социальных волонтеров «ПроДействие», где они учат взаимодействию с людьми с инвалидностью и подготовкой волонтеров к «Необыкновенным ёлкам». «Необыкновенные ёлки» — это мероприятие для детей с инвалидностью.

Было достаточно страшно идти одной на вводную встречу, слишком много новых людей, а я по своей натуре – интроверт, не сильно люблю толпу, Но очень теплая атмосфера меня поразила. И вдруг я понимаю, что здесь не просто платформа для волонтёров. Нам начинают рассказывать про проекты, о которых я никогда не слышала и о том, чем действительно занимается «Наше место».

Нет рамок и установок, здесь рады всем

«Нашему месту» сейчас 7 лет, у нас несколько основных направлений работы. Это знаменитые «Необыкновенные ёлки», проект «Равный равному», камерные встречи. А «ПроДействие» — это совместное обучение волонтеров без ограничений здоровья и молодежи с инвалидностью коммуникационным навыкам. После этого у меня кардинально изменилось мировоззрение, потому что мы погружались в эту инклюзивную атмосферу и учились взаимодействовать с этим новым для нас миром.

Потом попала на слет волонтеров «Тепло», оттуда узнала о социальном проектировании. «Ого, значит, я могу создать свой проект, выиграть деньги на него, да еще и поработать с ребятами с инвалидностью?», — думала я. В ЧелГУ на тот момент в активе не было ребят с ограничениями здоровья. Их не было в студотрядах, профсоюзах и среди волонтеров. Но они же есть, они учатся в вузе.

С первым проектом я пролетела на грантовых конкурсах и не получила поддержку. Немного расстроилась, но поняла, что надо просто доработать заявку и посмотреть на другие защиты проектов, чтобы понять, как надо выступать. Начала активно интересоваться проектами, общаться с экспертами. В то время «Молодежный ресурсный центр» как раз еще набирал сотрудников в отдел молодежных инициатив, искали специалиста по соц. проектированию. Думала, что не возьмут. Но я подала заявку, меня пригласили на собеседование и спустя три часа уже позвали в команду.

Обучение

И вот тут началась активная деятельность. Это кардинально изменило мое представление о жизни, и я поняла, что не надо бояться и сомневаться в своих силах и возможностях. Я в тот период выиграла два гранта, начала обучение в «Сенеже». Там меня заметили. На следующий день мне уже написали с предложением попробовать свои силы в качестве волонтера на Всероссийском инклюзивном проекте «Крылья возможностей». Три месяца я работала на добровольных началах. После этого мне предложили стать организатором четырех очных платформ и одной в онлайн-формате. Потом уже стала программным директором форума. И это – за два года. Такой шажок от человека, который ничего не знает о соц. проектировании до человека, который этому учит.

После этого наступил тяжелый момент в моей жизни. Мне пришлось уйти из молодежки. После этого я пришла в «Наше место». Вообще, «Наше место» для зрителей и «Наше место» для его сотрудников – абсолютно разные вещи. Все удивляются, как на плечах семерых сотрудников держится весь объем мероприятий. Сейчас у нас функционируют четыре полноценных проекта, один из которых — мой инклюзивный центр «Без границ».

Вообще, если говорить о вовлечении инвалидов в молодежную и добровольческую среду, то главная проблема в том, что их не особо хотят видеть на обычных мероприятиях для молодежи. Для этого не приспособлена ни среда с инфраструктурой, ни сами люди. На моих мероприятиях, например, присутствует сурдопереводчик. Весь контент не очень сложный для усвоения, но все должно идти с сурдопереводом. Ребята с инвалидностью не привыкли к тому, что для них что-то делается в нашей сфере.

В качестве эксперта

Например, Территория смыслов полностью адаптирована под «доступную среду». Но полной адаптации практически нет ни на одном форуме. Волонтеров этому не обучают, к сожалению. Многих волонтеров работа с инвалидами доводит до слез, настолько им сложно. У них мысль о том, что инвалид – это «что-то беспомощное, что не может передвигаться или даже дышать без присмотра». Этот миф нужно искоренять. Проблема не в отсутствии среды, а в том, что не умеют работать с инвалидами в принципе.

Наша образовательная система устроена сложно. Коммуникативные инклюзивные навыки не развиваются, поэтому люди ни в школах, ни в вузах не взаимодействуют с теми, кто не похож на них. Не учат этому нигде, кроме как на неформальных площадках.

А центр «Без границ» позволяет все это наверстать. Например, молодежь из интернатов даже не знает, что такое молодежная политика, добровольчество и гранты. Мы это все им рассказываем, расширяем границы их мировоззрения. И не только им. Многие из ребят выигрывают гранты, находят себя в соц. проектировании и волонтерстве. За два года создана база для того, чтобы реально помогать ребятам с инвалидностью, вплоть до помощи в трудоустройстве.

На всероссийских форумах

До июня у нас продолжается проект «Твори в пространстве равных» в шести творческих направлениях. Там же учим жестовому языку, его основам. В октябре будет большой форум для всех желающих, где мы погрузим любых желающих в мир инклюзии. А 10 мая стартует обучение волонтеров на фестиваль «Мечтай», наше большое и крупное событие, которое мы с нетерпением ждем.

Мы были бы рады видеть не только добровольцев в наших рядах, но и пополнять свою команду организаторов. Если у вас даже нет большого опыта, мы все равно будем безумно рады вас видеть.

 

Добавить комментарий

Наши соц. сети:

Наши соц. сети: